Главная » Статьи » Мои статьи |
Кайрат Бегалин Серебряный бумНедавно по антикварному рынку Казахстана прокатилась волна покупок изделий из серебра. Этот бум ценители старины прозвали «серебряным». Сложно сказать, чем было вызвано это явление. Одни связывают его с падением курса доллара, другие объясняют установлением на российской таможне благоприятных условий на ввоз антиквариата.Самовар, принадлежавший хозяину Волжской флотилии. XIX в. Однако те, кто уже давно и серьезно работает на антикварном рынке Казахстана, хорошо знают, что подобные всплески происходят часто. В свое время скупалось «русское золото», была волна покупок произведений русского авангарда, а вот теперь пришла мода на серебряные изделия. Кстати, их в нашей стране гораздо больше, чем в других государствах и стоят они сравнительно недорого. Особым спросом пользуется столовое серебро. Дело в том, что волны депортаций занесли в Казахстан уникальные произведения искусства русских ювелиров. На Руси столовое серебро издавна определяло достаток и статус хозяина. Чудесную утварь делали мастера Киевской Руси. Былинный князь Владимир Красное Солнышко и его богатыри предпочитали есть и пить из драгоценной посуды. Память об этих пирах сохранилась в письменных источниках. Застолье обычно украшала «чарочка серебряна, которой чаркой князь на приезде пьет». Не желали отставать от князя и его воины. Летописец Нестор в «Повести временных лет» упоминает о том, что дружина объявила Владимиру Святославичу: «Не хотим есть деревянными ложками, а хотим есть серебряными». Солонка. XIX в. С той поры на протяжении долгого времени русская аристократия пользовалась столовым серебром. В средние века в Кремле существовала специальная Серебряная палата, где изготавливалась посуда и другая драгоценная утварь. Сохранились документы о выдаче серебряникам жалования и денег для «наводки черни». Так, «Серебряной палаты мастерам черневых дел Матвею Агееву с товарищи» неоднократно поручалось изготовление ложек для государева стола. При Петре I в 1700 году Серебряную палату закрыли. Однако сама традиция древнерусского ювелирного искусства не исчезла бесследно и продолжила свое существование на берегах реки Сухоне, в Великом Устюге, откуда традиция стала распространяться по Европе. Мало кто знает, что лишь в XVI веке в Европе в обиход вошла вилка, а до этого люди ели там пищу руками. Лишь с XVII века в европейских странах берет начало традиция подавать столовые приборы. * * * Настоящие коллекционеры готовы отдать последнее, чтобы сохранить для потомков Славу и Величие своей Родины. И таких людей в Казахстане немало. В нашей стране существуют богатые частные коллекции, которые позволяют проследить историю столового серебра, эволюция которого шла под знаком формирования национального стиля. Основные достижения в области формы, декора и технологии были непосредственно связаны с национальными традициями искусства, культуры и ремесла. В свою очередь это привело в XIX веке к появлению самостоятельного «русского стиля» в изготовлении высокохудожественных изделий, первоосновой которого послужил романтизм. Живая конкуренция стимулировала поиск новых технологических приемов работы с серебром, требовала активного расширения и обновления ассортимента. В свою очередь это способствовало привлечению известных художников, скульпторов, архитекторов, а также создание при ювелирных фирмах специальных учебных заведений. Черпак в эмалях. XIX в. Например, на фирму Сазикова работали Быковский, Витали, Клодт; на Губкина – академик Борников; на Овчинникова – Лансаре, Обер, Микешин и Чичагов. Кроме того, при фирме Овчинникова была организована одна из крупнейших школ по подготовке художников и мастеров – исполнителей работ по серебру. Такая постановка дела позволила изготовлять не только штучные дорогие, заказные работы, которые имели представительский характер, максимально раскрывая возможности той или иной фирмы, но и выпускать сравнительно недорогие и качественные вещи. Эти изделия помогали перевести эстетику «русского стиля» на повседневный, всем понятный язык бытовой функциональной вещи, что в свою очередь способствовало быстрому распространению национальных, художественно-декоративных начал в «русском серебре». Особенно широкое распространение получили формы столовой посуды, в том числе допетровской Руси: братины, ендовы, чары, ковши, солоницы и т.д. Некоторые из технических приемов украшения из серебра стали восприниматься как сугубо национальные – чернь, скань (филигрань), зернь, эмаль. Наиболее ярко черты «новорусского» стиля проявились в работах фирм Курлюкова, Немирова-Колодкина, Хлебникова, Овчинникова. Особо следует отметить фирму Фаберже. Сливочник. Работа мастера фирмы Фаберже. XIX в. «КД»
благодарит антикварный салон «Лавка древностей» за предоставленный
иллюстративный материал, а также за помощь при написании статьи. Просьба при перепечатке давать линк на сайт Казахстанский дневник! | |
Просмотров: 1105 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||